Тезаурус электронного курса

Как сделать электронный курс эффективным с точки зрения усвоения учебного материала? Как сделать так, чтобы слушатели почерпнули максимум полезной информации и поняли всё, что им объясняют? Подача учебного материала независимо от особенностей организации учебного процесса подчиняется определенным законам.

Лирическое отступление. Недавно обсуждали тему того, почему студенты-дипломники, которым выдали методичку по написанию диплома, жалуются, что ничего в ней не понимают и в качестве пособия она им «как мёртвому припарка». Так как дипломников-рекламщиков мне дали первый раз, естественно, я эту методичку взяла и попыталась по ней работать… И тогда я поняла:
1. почему наши дипломники пишут в дипломах всякий бред;
2. почему они за столько лет учёбы ничему не научились.

Проблема, кстати говоря, очень распространённая и напрямую касается электронного обучения. Нет никакой разницы в том, каким образом будет организован учебный процесс — традиционно или с использованием дистанционных образовательных технологий. Информация, которая сообщается обучающимся — вот что имеет значение.

Итак, обратимся к классике: Турбович Л.Т. Информационно-семантическая модель обучения (кстати сказать, книга очень популярная в плане ссылок на неё, но что-то меня терзают смутные сомнения, что все, кто на неё ссылается, её действительно читали в оригинале, а не в пересказе других авторов). В книге много всего интересного для людей, занимающихся педагогической наукой и практикой, но в связи с темой поста — несколько картинок с. 82_85 (многим знакомые диаграммы Эйлера). Собственным тезаурусом в нашем случае называется совокупность информации, которой обладает обучающийся (всё, что он знает, а может быть, и умеет). Если мы говорим о тезаурусе учебного материала, то это совокупность информации, содержащейся в нём.

tez

О чем говорят картинки 1-3:
1. Если множества не пересекаются, учебный материал непригоден для обучения, т.к. он непонятен, недоступен обучающемуся, содержит свод понятий, которые обучающийся не может расшифровать с помощью своего собственного тезауруса.

2. Если тезаурус учебного материала полностью поглощен тезаурусом обучающегося — учебный материал тривиален, ничего нового там нет, для обучения такой материал тоже непригоден.

3. Если множества пересекаются, учебный материал содержит информацию, которая расширяет собственный тезаурус обучающегося, происходит обучение. В этом случае также необходимо обратить внимание на график, отражающий меру информативности.

mi

Этот рисунок объясняет факт малой информативности учебного материала для людей с очень малыми или наоборот с очень большими знаниями в изучаемой области.

Оптимально, если тезаурус учебного материала будет на 40-60% пересекаться с собственным тезаурусом обучающегося.

Вопрос «на засыпку»: а что если пересечение тезаурусов будет выглядеть так? 🙂

t1

PS: Читайте классику! Всё новое — это хорошо забытое старое.

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ 4 = пять