Ох уж эти тесты…

В очередной раз пришлось убить пару дней на составление, точнее, придумывание тестов для дистанционного курса, разработкой которого сейчас занимаюсь. Курс практико-ориентированный и проверка знаний как таковых в отрыве от выполнения проектной работы, на мой взгляд, не несет никакой смысловой нагрузки, тем более что знания эти, в основном, не только прикладного характера, но ещё и достаточно дискуссионные, т.е. каждый слушатель в ходе обсуждения тех или иных вопросов проблемного характера соберёт свою индивидуальную коллекцию знаниевых «пазлов». Как Вам, к примеру, такой вопрос в тесте? По-моему, был бы бред 🙂

ПРЕПОДАВАТЕЛЮ НЕОБХОДИМО ФОРМИРОВАТЬ СВОЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД (верно/неверно)

Хотя, к слову сказать, недавно обучалась в Лекториуме на курсе «Гениальность. Одарённость. Посредственность», о чём я уже рассказывала в одном из предыдущих постов. Так вот авторы этого курса почему-то выбрали именно тестовый контроль как одно из основных средств проверки усвоения знаний по теме. Вот фрагмент одного из тестов. По-моему, «гениально»))):

test

Если уж составлять тесты, то давайте хотя бы делать это правильно. Сейчас каждый преподаватель считает себя мастером составления тестов. В итоге получаем такие «перлы», от которых ученики за голову хватаются, ибо понять смысл вопросов иногда «без бутылки» невозможно.

Уважаемые преподаватели! Прочтите, пожалуйста, вот эту книгу, которую можно назвать своего рода классикой:

Аванесов B.C. «Композиция тестовых заданий». Учебная книга. 3 изд.. доп. М.: Центр тестирования, 2002г. -240 с.

test1

Это редкий пример того, как педагогическая наука может очень помочь педагогической практике.

Ну и небольшой дайджест для тех, кому лень читать всю книгу, хотя очень рекомендую (там куча примеров). Основные правила составления тестовых заданий:

  1. Формулировка ТЗ должна представлять собой логическое высказывание, которое может быть либо истинно (при выборе верного варианта), либо ложно (выбор неверного варианта). Это должно быть повествовательное предложение (не вопросительное).
  2. ТЗ должно быть грамматически согласовано со всеми вариантами ответов, использование вариантов типа «все ответы верные» и «все ответы неверные» не допускается.
  3. ТЗ должно быть кратким, лаконичным, чтобы студент в течение 1-3 минут мог дать ответ.
  4. Следует избегать слов типа «иногда», «часто» и т.п., которые предполагают двусмысленность ответа.
  5. Ключевое слово необходимо вынести в начало формулировки, чтобы ускорить восприятие студентом смысла ТЗ. По этой причине также следует избегать повелительного наклонения, вводных слов и конструкций.
  6. Чтобы устранить возможность угадывания правильного ответа, необходимо использовать достаточное количество дистракторов (вариантов ответа, похожих на правильный, но не являющийся таковым), избегать того, чтобы правильный ответ резко отличался от остальных.

Ну а теперь взгляните на свои тесты повнимательнее и признайтесь хотя бы сами себе, что не всё с ними в порядке. Самые распространенные ошибки:

  • Формулировка в виде вопросительного предложения (начинаем с вопроса «Как…?», «Что…», «Какой…?» и т.п.)
  • Начинаем формулировку с предлога («В …», «При …», «С …» и т.п.)
  • Используем частицу НЕ и вообще отрицание («Какой признак НЕ является…», «Что НЕЛЬЗЯ использовать …» и т.п.)
  • Повелительное наклонение («Укажите…», «Выберите…» и т.п.)

Какие ещё ошибки обычно встречаются в тестовых заданиях?

  1. Лишние слова в формулировке задания, громоздкая и трудно воспринимаемая конструкция ТЗ
  2. Повторяющиеся слова в вариантах ответов
  3. Грамматическая несогласованность задания и вариантов ответа.
  4. Правильный ответ резко отличается от остальных
  5. В тексте ТЗ содержится подсказка
  6. Варианты ответа неравнозначны
  7. Недостаточное количество дистракторов
  8. Отсутствие неверных ответов
  9. Ключевое слово находится не на первом месте в формулировке задания

Спасибо за внимание. Надеюсь, этот пост будет полезен поклонникам тестового контроля знаний 🙂

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
  1. Мозг взорвался.
    Как тесты для «технарей» и без «Укажите…», «Выберите…», «Как…?», «Что…», «Какой…?» и т.п.?
    Нереально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


пять × = 40