Атомный потенциал МООК: артефакт осмысления

На рождение этого поста сподвигло прочтение статьи (хотя, по объему и содержанию это скорее почти монография) Ивана Травкина

Травкин, И. Ю. Неформальное образование в Интернет: от сетевых сообществ к массовым открытым онлайн-курсам [текст] // Образовательные технологии и общество. — 2015. — Т. 18, № 2. С. 441-471. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v18_i2/pdf/4.pdf

Я не буду разбирать разницу между сетевыми сообществами и МООК, автор достаточно подробно сделал это в своем научном труде. Если отбросить тонкости, речь идет об организации сетевого обучения. Мне хотелось бы акцентировать внимание вообще на проблеме подобного обучения, а точнее на его проблемах.

Проблема № 1. Использование «не по назначению»

Только ленивый исследователь дистанционного обучения не говорил о МООК, тема достаточно избитая, но печально то, что за неё всё активнее цепляются «администраторы образования». Всем известно, что лучший способ развалить дело — это организовать его и возглавить.

Идея МООК ничуть не хуже хрущёвской кукурузы, компетентностного подхода, тестирования, проектного метода в обучении и т.п. Но ведь и атомная энергия была изначально открыта явно не для того, чтобы истребить всё живое… Что может МООК? Да много чего. Вопрос в другом: а что нужно нам? И кому НАМ? Педагогам? Ученикам? Администрации? Бизнесу? В зависимости от поставленной цели и целевой аудитории будет адекватный ответ. Те же ГДЗ и банки рефератов — чем не сетевое сообщество? )))

Проблема № 2. Формирование мотивации

Ещё ни в одной работе, касающейся МООК, не встретилось описания действенных средств формирования мотивации обучающихся. Да, собственно, это и логично. МООК обычно преследует иные цели. Это образование для людей, которые знают, чего хотят, и которые способны к самообучению и саморазвитию.

Но, в любом случае, в основе обучения всегда внутренний побуждающий мотив ученика, студента, слушателя… Если этого мотива нет или он недостаточно силён — результата не будет. Конечно, если мы ставим «во главе угла» не максимальный образовательный результат для максимального количества обучающихся, а, например, продвижение преподавателя в качестве персонального бренда (в случае неформального обучения) или минимальные издержки (в случае традиционного обучения), тогда слава МООК!

В качестве бесплатной идеи для технологов образования, которая в общем-то часто используется преподавателями: попробуйте расшевелить своих учеников через кризис. В моменты кризиса человек способен перейти на ступень выше и заставить себя сдвинуться хотя бы из области неведения в  область незнания, начать осваивать новые для себя области знания или понять, что это «не его тема». Можно попробовать через кризис решить и проблему так называемых «лурков» (притаившихся, т.е. слушателей курса, которые не проявляют никакой активности). Поставьте их в кризисную ситуацию: самый банальный способ — завтра последний день сдачи зачета/получения удостоверения о повышении квалификации. Активность гарантирована. Тот, кто придумает более оригинальный способ стимулирования — пишите, буду рада всем Вашим предложениям)) На данный момент такие формы пед. контроля как зачет или экзамен, а ещё лучше БРС – самый действенный из известных мне способов стимулирования познавательной активности. Даже умудренные опытом преподаватели клюют на эту удочку, когда вынуждены быть в роли слушателей КПК (сама тоже грешна))) Признаюсь, что тоже записывалась на курс Ивана в 2014 году, но была таким же «лурком», ибо мотивации, видимо, не хватало. Вот если бы оценки ставили, зачеты проводили… )))

Проблема № 3. Способность (точнее НЕспособность) к самообразованию

В чем плюсы МООК? Для меня плюсы в том, что всё больше информации лежит на поверхности, это уже не какие-то сакральные знания, которыми обладают избранные. Вот оно всё, только собирай! Проблема в том, что большинство не умеет этого делать. В этом сакральность. На, возьми… А я не вижу, не умею. Так называемые мета-знания (или ключевые компетенции) отсутствуют (способность к поиску, анализу, отбору информации, способность к самообучению и т.п.). Как перейти из своего измерения на ступень выше? Говорят, что древние люди были ближе к космосу и энергии Вселенной. Иногда кажется, что образованные люди скоро вымрут или будут такими же редкими, как современные экстрасенсы))

Проблема 4. Активные участники

Хорошо, если на курс записалось несколько человек, которые активно участвуют в дискуссиях, «задают тон и темп» обучения. А если таких не будет? Что тогда делать с остальной «серой массой»? Хорошо, если есть свои «проверенные люди», которые готовы поддерживать МООК своим участием, возможно, «подсадные уточки» (без обид). Это даже хорошо, без них было бы совсем тяжело и скучно. И обычно несколько таких человек на МООК обязательно запишутся, ибо они частенько преследуют какие-то свои «пиаристые» интересы.

Проблема № 5. Информационный мусор

Сетевое обучение, а точнее его продукты (блоги, твиты и т.п.), на мой чисто субъективный взгляд, создают кучу информационного мусора, в котором не очень опытный искатель знаний запросто может утонуть. На собственном опыте пришлось испытать, сколько времени нужно потратить, чтобы найти что-то реально стоящее, если нет никаких «отправных точек» для поиска.

Но, с другой стороны, если вспомнить «… из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как жёлтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда…» Жизни не жалко? – вперед, на поиски знаний!

А преподавателю всё-таки лучше дать для начала своим подопечным МООКовцам какую-то неангажированную подборку адекватных источников знаний. И, кстати говоря, список литературы к статье Ивана — хорошая отправная точка для тех, кто только начал заниматься вопросами дистанционного обучения.

Вывод. Сетевое обучение, в том числе и МООК, – это хорошо, если его грамотно использовать. Лично я против «хрущёвской кукурузы»

Как бы ни старались «администраторы образования» исключить преподавателя из образовательного процесса, в том числе и с помощью МООК, — это абсурд. Преподаватель в любом случае, даже при так называемом «студентоцентрированном» обучении, будет значимой фигурой, координатором, направляющим звеном педагогического процесса. ИМХО

Поделиться в соц. сетях
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
  1. В продолжение темы МООС статья, которая даёт развернутый ответ на вопрос «Что плохого в онлайн-образовании?»: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/books/214635-excerpt-mooc
    Кстати, в конце статьи автор также приходит к выводу, что люди постепенно теряют способность к получению знаний: «Мы видим больше, но наше зрение затуманено, мы чувствуем больше предметов, но наши ощущения притупились…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 − шесть =